Главная » Файлы » Мои файлы

Новые сведения о поведении собак
[ ] 11.08.2008, 00:09
 
ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА. ШАГ ЗА ШАГОМ.

Приобретая щенка, каждый владелец рассчитывает, что из него вырастет смелый, послушный и преданный пес. Но, к сожалению, большинство новичков либо считают, что залог исполнения этой мечты - удачный выбор породы, либо надеются, что впоследствии "выбьют дурь" из питомца в школе дрессировки. С тем же успехом можно рассчитывать, что вашего ребенка "сделают человеком" в общеобразовательной школе. Если своих детей мы более-менее знаем, как воспитывать, что мы и делаем с переменным успехом, то собачьего детеныша мы либо предоставляем самому себе (и злимся, что он "делает все назло" и пакостит), либо воспитываем как дите родное и пытаемся в нем пробудить понятия культуры и совести. Не известно даже, какой подход из этих двух хуже. А вот который лучше - вполне понятно: ВОСПИТЫВАЙТЕ СОБАКУ КАК... СОБАКУ!
В этой статье я попробую рассказать о биологических особенностях развития собаки от рождения до взрослости и объяснить специфику поведения щенка.

Все врожденные реакции маленькой собаки направлены на ее выживание. В первые две недели щенок еще глухой и слепой. Все, что ему доступно,- это запаховые и тактильные ощущения. Ориентировочный рефлекс в этом возрасте связан преимущественно с пищевым центром, находящимся в состоянии постоянного возбуждения и реагирующим на любое раздражение по принципу доминанты (то есть любое прикосновение, запах щенок связывает с возможностью насыщения). Оборонительный рефлекс в этом возрасте выражен еще слабо.

После двухнедельного возраста открываются глаза и уши, в арсенал восприятий щенка добавляются зрение и слух. Он уже может найти мать на большом расстоянии, поворачивает голову в сторону источника света или звука.

Примерно с трехнедельного возраста (в это время щенки диких собачьих пород впервые выходят из логова) до полутора месяцев у щенка на первое место выходит оборонительная реакция, выраженная в резко пассивной форме. Биологическое значение этого факта в том, что щенята удаляются из-под опеки матери, не имея в запасе ни достаточного физического развития, ни совершенных органов чувств, ни, тем более, жизненного опыта. Поэтому в случае опасности лучше притаиться или спрятаться. Подобную "трусость" следует иметь в виду человеку, выбирающему из помета щенка месячного возраста, и не пугать малышей "народными способами" типа швыряния ключей и т. п. Испуг от резкого незнакомого звука в данном случае - норма, а самый "смелый" щенок в помете, возможно, просто имеет дефект слуха.

Однако, проверка подобным образом двухмесячного щенка должна вызвать у подопытного скорее любопытство или почти полное отсутствие интереса. При выборе месячного щенка лучше перевернуть его на спинку: чем активнее от вырывается, стараясь принять нормальное положение и убежать, тем большей "силой духа" он будет обладать в дальнейшем.

Хотя с трехнедельного возраста щенки начинают играть друг с другом и с матерью, они вряд ли примут приглашение к игре от постороннего человека. Лучше подождать, пока через несколько минут щенки не перестанут обращать на вас внимание и понаблюдать, как они играют друг с другом, как двигаются, как едят. Главное - взять щенка толстого, подвижного, с хорошим аппетитом. А заложенные в нем качества, присущие его породе, вы должны будете развить воспитанием и дрессировкой.

Примерно с полутора месяцев, когда органы чувств щенка уже достаточно развиты, а некоторое количество готовых ответов на знакомые ситуации уже накоплено, он проявляет выраженное ориентировочно-исследовательское поведение, и его интенсивность не снижается до начала смены зубов (3-4 мес.). В это время начинают формироваться связи щенка с другими особями, как собаками, так и людьми, новым местом. Активное общение с окружением становится возможным благодаря относительной зрелости воспринимающей и двигательной систем. В общем процессе воспитания период с трех недель до 3-4 месяцев является решающим, и упущения бывает невозможно восполнить никакой, даже самой умелой, дрессировкой. Этот период присущ любому живому существу и носит название "импринтинг" (с англ. - запечатление).

Импринтинг - свойство детенышей, выраженное в запоминании истинного или приемного родителя и своей среды обитания, пищевых объектов, представителей своего вида, видовых поведенческих актов. Каждый еще со школьной скамьи помнит примеры того, как гусята, вылупившиеся из яйца, запоминали хозяина как своего родителя.

Согласно научным исследованиям, базовый объем долговременной памяти определяется именно периодом импринтинга. Щенки, содержащиеся в "тюремных" условиях, всегда вырастают более трусливыми, глупыми, чем их собратья, выращенные "на свободе". Чем богаче окружающий мир щенка, тем он здоровее и физически, и психически. Чем больше щенок общается с хозяином, тем легче он впоследствии дрессируется.

Итак, каков же в этом возрасте (1,5-4 мес.) наш питомец и что мы должны делать для его воспитания? Щенок сейчас похож на 6-9-месячного ребенка: он так же вездесущ, любопытен, приветлив и контактен, все пробует на зуб. Лучше, если кто-то будет постоянно дома для удовлетворения потребности щенка в общении. Более того, щенки, мало видевшие и общавшиеся с людьми в этом возрасте, не приобретут потребности в наличии хозяина и будут "гулять сами по себе". Постоянное общение щенка с человеком способствует развитию подсознательного взаимопонимания, когда собака угадывает намерения хозяина по малейшим жестам.

В этот период щенки очень легко обучаются навыкам, связанным с какой-либо деятельностью, если их выполнение вызывает у них положительные эмоции. К двум месяцам щенок понимает команды "гуляй", "ко мне", "место", "сидеть". Естественно, глупо требовать от щенка длительно сохранять положение в последних командах, поскольку его нервная система недостаточно созрела для этого, да и смысл такой начальной дрессировки несколько иной: просто щенок усваивает, что иногда хозяин хочет, чтобы он выполнил его команду, и что от этого послушания ему становится хорошо (его угощают, гладят).

Ближе к трем месяцам у щенка начинают созревать функциональные системы торможения. Он более способен сосредоточиться на выполнении команды, может некоторое время сохранить выдержку в положении "сидеть" или "лежать", усвоить смысл команды "фу". Но, выполняя эти нехитрые приемы, не усердствуйте, не форсируйте обучение, дабы похвастать перед знакомыми, и тем более не принуждайте щенка к послушанию силой - это приведет к нарушению ваших взаимоотношений, а еще хуже - к тяжелому неврозу.

Все обучение щенка этого возраста должно идти на игре, на положительном подкреплении. Отрицательно подкрепить единственно "плохую" команду "фу" можно рывком за шкирку (как дернула бы щенка мать), шлепком газетой, свистком или просто "зверской" интонацией. Разумеется, делать щенку выговор или напоминать ему о приличиях глупо - он вряд ли что-то поймет. Но, если внимательно отнестись к воспитанию, он усвоит определенную систему "вето", став постарше. Пока он мал, запрещение относится только к данной вещи в данный момент времени ("этот сапог сейчас грызть нельзя, но завтра тот ботинок, наверное, можно?").

Если подвести итог, то можно сказать, что воспитание щенка в этот период сводится к закреплению желательного поведения и предотвращению появления нежелательного (например, если не давать щенку подбирать отбросы, став взрослым, он вряд ли это будет делать).

Другая проблема этого возраста в том, что щенок должен воспринять как общество себе подобных общество собак. Многие владельцы, оберегая щенка от инфекций, не выводят его на улицу аж до полугода. Конечно, жизнь своей собаке они сохраняют, но воспитывают совершенно морального урода, который либо боится всех собак, либо затевает драку даже с представителями противоположного пола. Если такая собака и обладает от природы добрым нравом, она не понимает "собачьего языка" - поз, телодвижений, ритуалов, и тем самым провоцирует агрессивное отношение к себе.

Обычно владелец такого пса-изгоя обижается на всех и вся и водит собаку на поводке, обрекая ее на дальнейшее одиночество. Мало того, у таких собак сильно нарушено половое и материнское поведение, что, естественно, создает свои проблемы. Поэтому нужно постараться либо подобрать постоянное общество собак (хотя бы одной), в котором минимален риск заразиться, либо как можно быстрее поставить прививки.

Еще одна необходимость для растущего щенка - игра. Это очень серьезное занятие, в процессе которого щенок, с одной стороны, тренирует свое тело и физически развивается, а с другой - обыгрывает все ситуации, которые могут с ним произойти в дальнейшем.

Часто от владельцев приходится слышать: "он у нас всю семью кусает, начинаешь его отгонять - не реагирует, ударишь - он еще злее, что из него вырастет, если уже сейчас хозяев не слушает?" Ну, во-первых, у человека и собаки на слово "хозяин" взгляд разный. Для щенка хозяин - это родитель в детстве и член стаи в дальнейшем. И, кусаясь, он не проявляет непочтения к хозяину, а на члене своей стаи отрабатывает ситуацию драки с нарушителем. А поскольку порог болевой чувствительности у человека и собаки разный, щенок не догадывается, что причиняет вам боль, да и сам от вашего удара не чувствует никакого дискомфорта, а только раззадоривается. Нет ничего плохого, если вы поиграете со щенком, поможете ему "победить", обрести уверенность. А доказывать, что вы хозяин, вам придется потом, в недалеком будущем.

Довольно глупо злить маленького щенка, поскольку истинное активно-оборонительное поведение проявляется у собак только с началом полового созревания, а усердие ретивых хозяев может привести разве что к стрессу, когда щенок, не могущий дать достойный отпор, впадает в истерику.

Итак, наша роль в воспитании щенка до 3-4 месяцев:

1. Дать возможность щенку полноценно общаться с сородичами (как со сверстниками, так и со взрослыми).
2. Как можно чаще и продуктивнее общаться со щенком самому и членам вашей семьи.
3. Удовлетворить потребность щенка в игре (с собаками, с человеком, с котенком).
4. Разнообразить места прогулок щенка (улицы, парк, транспорт и т. д.).
5. Поощрять за желательные формы поведения и предотвращать возможность появления нежелательных (спрячьте обувь, парфюмерию, книги, дайте щенку мячик, кости, палочки).
6. Не формируйте нежелательных привычек сами (не оставляйте не предназначенную щенку пищу в пределах его досягаемости, не предлагайте ему спать в своей кровати, изолируйте щенка на момент открывания входной двери). Тогда ваша собака не будет красть со стола, спать на кровати и сбивать с ног каждого входящего. Помните: любое живое существо, в том числе и человек, воспринимает как естественные и правильные те условия, в которых прошло его детство. Разубедить в этом никого не удается.

Ольга БАРАКОВА,
инструктор РКФ.

 
Кларенс Пфаффенбергер, "Новые сведения о поведении собак" (1963 г.)
"… Для меня собачья семья является самой интересной семьей в животном мире, если не считать человеческую семью. Во многом собака очень схожа с человеком, настолько, что иногда мы можем наилучшим образом изучить наше собственное поведение, изучая поведение собак, особенно щенков…"
Неонатальный период (от 0 до 13 дней)
Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать по-собачьи. Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину, из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.

Социализация собаки (от 14 до 49 дней)
Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли.

Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.

В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно.

Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе. К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно.

В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными "личностями" (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком "подарит" ему массу проблем.

Основная функция этого периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком.

Заводчики должны регулярно брать щенков на руки, нежно переворачивать, проверять глаза, уши, зубы, лапы и прочее. Делая это, они не только дают щенкам приятный опыт общения с человеком, они также заставляют щенков пережить легкий стресс, что поможет им сформировать устойчивость к стрессу в дальнейшем. Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.

Социализация в обществе людей

Научившись в первый период своего развития быть собаками среди собак, щенки должны теперь научиться быть собаками в человеческом окружении. Идеальный возраст, когда можно брать щенка из помета - семь недель (49 дней).

В это время хороший заводчик должен прибегнуть к помощи знающего тренера или специалиста по проблемам поведения, чтобы тот провел проверку способности к обучению каждого щенка из помета. Со щенками этого возраста можно провести серию не вызывающих стресса тестов, которые помогут определить вероятный темперамент и характер каждого щенка, когда он вырастет. Тем самым можно будет правильно подобрать щенка для семьи, в которую его намерены отправить. Проверке подвергается генетический потенциал щенка, который у разных собак будет различным. Если проверку проводить в более поздний период развития, то на ее результат может повлиять воздействие среды, то есть условия жизни и воспитание. Все зависит от компетентности заводчика. Я потерял счет владельцам, которые говорили, что не они выбирали своих собак, а собаки выбрали их. Когда они приехали посмотреть на щенков, их песик просто растолкал всех остальных и бросился к ним. Заводчик им рассказал, что именно этот щенок всегда был первым у миски с едой и рос более крупным и сильным, чем другие, потому что с самого рождения всегда присасывался к самому молочному паховому соску (он расположен в паховой области). К этому времени заводчик уже знает, что этот щенок самый смелый в помете - настоящий лидер.

Вот такой первый выбор, сделанный собакой, а не человеком, как правило, становится первым в ряду множества решений, которые и в дальнейшем собака будет принимать вместо хозяина. Почти все знают, что неразумно выбирать самого маленького щеночка, сжавшегося от страха в углу комнаты, на которого не обращают внимания другие щенки. Многие люди все же позволяют взять чувствам верх над разумом и из жалости берут в дом именно этого щенка. Но мало кто способен предвидеть проблемы, которые могут возникнуть из-за того, что они взяли в дом щенка, который "выбрал их". Если вы хотите, чтобы у вас была легкоуправляемая, благовоспитанная собака, любимица семьи, вам следует выбрать достаточно уверенного в себе, но не слишком нахального щенка.

В идеальном случае именно заводчик должен решить, во-первых, относитесь ли вы к тому типу владельцев, которому он хотел бы доверить одного из щенков, и, во-вторых, правильно оценить атмосферу вашего дома, определить, какой именно щенок будет лучше всего соответствовать ей. К несчастью, мы живем в мире, далеком от идеала, и слишком многие заводчики занимаются разведением собак только ради выгоды.

Годами создавались разнообразные тесты для оценки пригодности щенков к определенным видам службы. Пфаффенбергер разработал тесты для отбора щенков, которые наиболее перспективны для ответственной службы в качестве собаки-поводыря. В 1975 году Уильям Кэмпбелл создал тесты для отбора щенков, которые лучше всего подходят для содержания в семье. Эти тесты могут быть полезны заводчикам, если они хотят продавать щенков для содержания в семье.

Период с восьмой по одиннадцатую неделю известен также как период запечатления страха. Если в это время щенок испытает страх или получит травму, это вполне может привести к тому, что связанные с чувством страха обстоятельства глубоко запечатлеются в памяти щенка и искоренить страх будет очень трудно. Новый владелец должен осознавать особенности этого периода в развитии щенка и стремиться избегать любых травмирующих ситуаций. В это время вполне можно нанести визит ветеринару, на прием к нему стоит записаться хотя бы для того, чтобы он приласкал щенка, угостил чем-нибудь и отпустил домой.

Период определения ранга (от 12 до 18 недель)
В этом возрасте щенки начинают превращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой обстановке растет: они начинают позволять себе вольности, а иногда им даются такие права, которых они не получили бы, если бы все еще оставались с матерью и однопометниками, в стае диких собак или волков. Мы, люди, смотрим на двенадцати-шестнадцатинедельную собаку как на щенка и, следовательно, мы более терпимы в отношении некоторых вещей, которые он делает, мы прощаем щенку то, чего не потерпели бы от взрослой собаки. Однако мы должны сознавать, что собаки развиваются быстрее, чем люди, и точно так, как мы не потерпим бесцеремонности ребенка десяти-двенадцати лет, нам не следует мириться с нахальным поведением двенадцати-шестнадцати-недельного щенка.

Этот период также известен как возраст, когда режутся зубы и рвется связь с матерью. Иными словами, щенки становятся гораздо более уверенными в своих возможностях и впервые пытаются установить своего рода иерархию в смешанной стае "люди-собаки", в которой они живут.

В течение ряда последних лет доктор Ян Данбар проводил в Калифорнии исследования того, каким образом социализация щенка в возрасте от двенадцати до шестнадцати недель в среде собак и в обществе людей может благотворно повлиять на поведение взрослой собаки. Социализация включает щенячий детский сад, где маленькие собаки учатся не бояться больших собак, а большие собаки знают, как вести себя в присутствии маленьких. Во время специальных занятий инструкторы готовят молодых собак к тому, что им придется испытать в жизни, например к медицинским осмотрам когтей, ушей, глаз, носа, анальных желез и так далее. Всю семью, включая детей, приглашают посетить эти классы, где детей учат тому, как дрессировать своих молодых собак, чтобы они подходили на зов, оставались на месте, следовали за хозяином и так далее.

В то же время молодые собаки узнают, что общество беспокойных, шумных, подвижных, но предсказуемых в своих поступках детей - это приятная компания, а не сборище тех, кого следует бояться или, что еще важнее, от кого нужно защищаться.

Возраст от двенадцати до восемнадцати недель был выбран по следующим причинам:

1.) двенадцать недель - это, пожалуй, самый ранний возраст, когда ветеринары могут позволить владельцам пускать щенков к другим собакам (это связано с прививками, которые нужно делать всем молодым щенкам).

2.) восемнадцать недель в развитии собаки - время, когда в ее организме происходят огромные изменения: у кобелей начинает возрастать уровень тестостерона, при этом начинает меняться не только их отношение к другим собакам, но и отношение других собак к ним, короче говоря, они уже не щенки.

Занятия в щенячьем детском саду становятся у нас все более популярными, и я бы посоветовал всем неопытным хозяевам молодых щенков справиться у ветеринара о ближайшем к их дому подобном учреждении. Результаты исследования убедительны. Щенки, посещавшие занятия, вырастая, в самом деле, становятся превосходными собаками. Они редко вступают в драки с другими собаками, редко ведут себя агрессивно по отношению к хозяевам и другим людям, а ветеринары считают, что их гораздо легче лечить.

Период инстинкта бегства (с 4 до 8 месяцев)
Инстинкт бегства - это зов предков. В это время молодая собака, которая раньше всегда с радостной готовностью реагировала, когда ее подзывали, начинает странно вести себя: услышав зов, останавливается с отсутствующим взглядом, а затем решает отправиться в противоположном направлении.

На воле такое поведение было бы совершенно нормальным. Молодой кобель или сука, возможно, отправились бы на поиски партнера (примерно в это время у большинства сук наступает период первой течки) или просто самостоятельно обследовать территорию. У людей этому периоду соответствует возраст от четырнадцати до шестнадцати лет.

Инстинкт бегства проявляется не на всем протяжении периода от четырех до восьми месяцев, обычно странности поведения наблюдаются в течение нескольких дней, иногда около месяца. В дальнейшем сложности с выполнением команды "ко мне!" могут быть обусловлены тем, сколько удовольствия получил молодой пес, подчинившись зову предков. Например, молодой кобель, убежав, вспугнул кролика и преследует его, по пути он натыкается на семью на пикнике, которая отвлеклась от еды, чтобы поиграть в мяч в парке, он съедает их пирожные, сэндвичи и мороженое; только он покончил с лакомствами, как ему встречается симпатичная маленькая сука, которая вступает в веселую возню, и они вместе бегают по всему парку - а затем, часа через два, он неожиданно сталкивается со своим хозяином. Вне себя от гнева, тот мечет громы и молнии. С удовольствиями все ясно. Возвращение к хозяину не сулит ничего хорошего, побег же обещает сплошные радости.

Владельцы собак должны знать об этом природном инстинкте и уделять особое внимание своим собакам в течение всего описанного выше периода. Как только они заметят, что собаку охватила жажда самостоятельных путешествий по знакомой местности для прогулок, нужно выводить ее на длинном или гибком поводке. На прогулку без поводка, напротив, нужно ходить в незнакомые собаке места. Прогулка по незнакомой территории повышает потребность в "сплоченности стаи", разумеется, при условии, что собака признает своего хозяина ее лидером.
Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)
Во время этого периода происходят определенные гормональные изменения в организме, как кобелей, так и сук. Ограниченная способность организма справиться с изменениями создает у собак проблемы, сходные с проблемами подростков переходного возраста.

У некоторых молодых людей появляются прыщики, у некоторых развиваются проблемы, связанные с противоречащими здравому смыслу социальными установками, некоторые, хотя и немногие, просто проскакивают через все это без всяких проблем. Те из нас, у кого есть дети, знают, насколько травмирующими для них могут быть эти резкие гормональные скачки. Нас, родителей, это беспокоит и огорчает не меньше.

Наступление половой зрелости сказывается на собаках во многом сходным образом: в то время как силы организма направлены на то, чтобы адаптироваться к гормональным выбросам, начинают проявляться побочные действия. Незначительные изменения поведения становятся очевидными, одним из них может быть боязнь знакомых вещей. Классическим примером является ситуация, когда собака сталкивается с чем-то, что она видела ежедневно, быть может, в течение месяцев, но словно вдруг перестает узнавать знакомый предмет. Собака будет лаять, рычать и пятиться от этого предмета. То, как хозяин справляется с ситуацией, может определить, по крайней мере, отчасти, всю ее дальнейшую жизнь. Если, например, собака начала лаять на знакомый стул, поставленный в непривычном месте, и владелец попытался успокоить собаку, побуждая ее подойти к стулу, то может случиться, что всю оставшуюся жизнь собака будет бояться этого стула. Дело в том, что подбадривание со стороны хозяина было воспринято собакой как награда за хорошее поведение ("Вот хороший мальчик").

Однако если хозяин понимает проблему "боязни знакомых вещей", он скажет: "Не будь такой глупой собакой!" - пойдет, сядет на этот стул, и не будет обращать внимания на собаку, пока она не приблизится. Как правило, это действие вселяет в собаку мужество, поощряет ее подойти немедленно. Она осознает. "А! Так это тот самый стул. Я не узнала его, потому что он стоит не на месте".

То, как вы реагируете на глупое поведение в такой ситуации, может сформировать черты поведения собаки в будущем. С самого начала мы должны помнить об особенностях периода полового созревания у многих собак и подростков и решить раз и навсегда: мы ни за что не будем поощрять ненормальное поведение, потому что в нем отсутствует логика. Нашим пренебрежительным отношением мы можем добиться того, чтобы неправильное поведение не закрепилось. Если в течение последующих нескольких дней не наступает нормализация, то можно поискать какую-либо другую причину, но для начала достаточно иметь представление об этом периоде в развитии щенка.
Зрелость (от 1 года до 4 лет)
Примерно до четырехмесячного возраста критические периоды развития очень схожи у собак всех пород. Позднее появляются незначительные различия.

В целом можно сказать, что мелкие собаки вступают в каждую отдельную фазу в более раннем возрасте, чем крупные. Наступление полной зрелости приходится на период от одного до четырех лет, в зависимости от породы и размеров собаки.

Наступление полной зрелости следует считать началом второго периода возрастной классификации. В это время собака будет пытаться установить свою позицию в стае раз и навсегда. Если собака сумела добиться высокого ранга во время первого периода возрастной классификации (от двенадцати до шестнадцати недель), когда происходит определение ранга (см. выше), то тогда во втором периоде, в зависимости от темперамента собаки, попытка человека оспорить лидерство в стае может привести к агрессии. Случится это или нет, зависит от того, с какой собакой мы имеем дело, и от того, как поступает хозяин.

Некоторым собакам присуще то, что известно как активные оборонительные рефлексы. Другим, напротив, свойственны пассивные оборонительные рефлексы. Собака, обладающая активными оборонительными рефлексами, в ситуации вызова ответит на него агрессивными проявлениями. Собака с пассивными оборонительными рефлексами в этой ситуации продемонстрирует полное подчинение или гиперактивное и глупое щенячье поведение.

Если вы позволили своей собаке занять высокое положение в стае "человек-собака" и решили по какому-то поводу бросить собаке вызов, весьма вероятно, что вы спровоцируете агрессивную конфронтацию. Это особенно актуально для собак сторожевых пород. Вожак волчьей стаи наказал бы всякого другого волка, попытайся тот предъявить на что-то права, которых не имеет.

Не следует думать, что собака стала агрессивной,- она просто ведет себя как собака, отстаивая свое высокое положение в иерархии. Характер поведения вашей собаки после достижения ею полной зрелости в основном является наиболее ярким проявлением того, что ей безнаказанно позволялось делать в течение предыдущих критических периодов развития.
Категория: Мои файлы | Добавил: chapa-chihya
Просмотров: 2371 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0


Конструктор сайтов - uCoz
Copyright MyCorp © 2024